О подростковом возрасте

О подростковом возрасте для родителей «в двух словах»…

Все мы знаем, что в воспитании необходимы терпение и понимание, что периоды непослушания не вечны, что они проходят, что их необходимо перетерпеть. Все правильно, все совершенно верно. Мы, взрослые готовы, но не до конца. Может быть потому, что забыли, как было тяжело в тот подростковый период, а, может, его у нас просто не было? Мы улыбнемся: «Как не было? Через этот период проходят все без исключения».

Беда этих лет в том, что они трудны не только для взрослых, но и для самих ребят. Детство можно рассматривать в идеале как здоровье, а отрочество – как болезнь. Подростки больны физически и душевно. Физическое недомогание объясняется гормональной перестройкой организма, мучают головные боли, общее недомогание, ускоренное сердцебиение, потливость. Также характерны перепады настроения, подавленное настроение без видимых причин и состояние возбуждения. Это состояние болезненного восприятия мира, состояние, когда мы ничего не помним, словно и не жили в это время. События, люди. Поступки пролетают и не фиксируются в памяти. Это состояние какого-то беспамятства.

Правило 1. Родители, вспомните себя, когда Вам было 12-14 лет. Помните, как было нелегко? Войдите в положение подростка? Ему вдвойне сложнее, чем нам, взрослым. Мы-то отчасти понимаем, что с ним происходит, а подросток – нет. Для него все стремительно, все быстро, все непонятно!

Подросток – это детское «я сам», только умноженное в 10 раз! Я сам все знаю, я сам все сделаю, я лучше знаю, что мне надо, я сам, сам, сам… Со временем это пройдет. Это кончится так же внезапно, как и началось.

Правило 2. Родители, Вам необходимо вытерпеть, пережить этот период, хотя это далеко не просто.

Да, ребенок своего рода болен в это время. В нем все меняется, прежде всего его внешний облик – девчонки округлились, похорошели, у мальчишек вырос пушок над верхней губой, да и сами они стали мужественнее. Изменения происходят для подростка мучительно, он не может в себе многое понять, а главное – что же он хочет? Что там говорить? Только для немногих взрослых ясен и очевиден ответ на вопрос: «Чего ты хочешь?». А здесь человек на рубеже детства и взрослой жизни. Кажется, что сомнение подростка не знает границ. Станешь спорить – в ответ раздражение, недовольный взгляд, обида. Но ведь когда взрослые болеют и капризничают в этот момент, на них же никто не сердится…

Для родителей так легко в этот период разочароваться в сыне или дочке! Но в то же время так трудно понять, что все трудности пройдут сами собой. А ведь родителям хочется, чтобы все побыстрее закончилось, и так хочется побыстрее что-то предпринять, ответить дерзостью на дерзость… А именно в этот период родители нежны подростку как никогда! Мир шатается в его глазах, открытие следует за открытием, новый напор необъяснимых, неясных, непонятных желаний. Новый прилив возможностей, но непонятно, что можно подростку. А что нельзя. Подросток сейчас точно в таком же положении, что и малыш, который покинул колыбель.

Правило 3. Все меняется в глазах подростка, но одно должно остаться непоколебимым: уверенность в родительской любви и поддержке. Даже если:

- подросток выглядит неблагодарным, разрушает отношения с родителями с сумасшедшей жестокостью типа: «Ну и пусть мне будет плохо, пусть; пусть мне будет хуже».

На самом деле ему очень нужен дом, чтобы можно было укрыться. Дом – защита. Дом – укрытие. А школа, улица, двор – это фронт, борьба. Вы, родители, должны в этот период быть терпеливы и не лишать своего ребенка пристанища и укрытия.

Своими словами-вопросами взрослый гонит ребенка на улицу: «Где ты был?», «Где ты шлялся?», «Почему уроки не выучил?», «До каких пор это будет продолжаться?». Ребенок уходит на улицу в компанию таких же гонимых ребят. Посмотрите на уличных подростков, они сбились в стайки, если бы их выгнали из дома, им бы было легче. Мы, родители, их гоним постоянно, упорно, настойчиво, попрекаем, чем только можем: «Мы тебя кормим, одеваем, а ты?», «Мы тебе жизнь отдаем, а ты?», «Ребята в твоем возрасте, а ты?», «Мендельсон в 15 лет симфонию написал, а ты?».

Правило 4. Подросток бежит из дома, рвется к сверстникам, но в действительности ему нужен дом. Не крыша над головой, а душевное убежище, где все видят его трудности, его ошибки, его глупости и все принимают его как здорового, а не как больного.

Подросток тянется к возвышенному, его мучают вопросы, на которые никто не может дать ответы. Ему нужна не конкретная справедливость, а высшая. Его мучит не только то, почему он плохой. А почему люди бывают глупыми. Ему тесно в домашнем будничном кругу. Чаще всего подросток жалуется на своих родителей и обвиняет их не в том, что они плохие люди. Нет, они хорошие, но все, что они говорят, вызывает тоску. Отчего такие скучные и однообразные разговоры, такие узкие интересы, такие бедные отношения? Это заставляет отдаляться от родителей и бежать из дома?

Правило 5. Высокие слова и поучения, которые повторяются механически, потому что так надо говорить, вызывают у подростка негативные и пренебрежительные реакции. И, конечно, бурю эмоций вызывают советы родителей на робкие и духовные порывы и вопросы: «Сходил бы лучше полы помыл, или в магазин…».

Полы помыть – это, конечно, хорошо, но подросток не любит мелочей жизни, он бежит от них как от огня, он живет в другом измерении. Вы, родители, можете негодовать, читая эти строки: «Он и так ничего не делает, из мелочей состоит жизнь», «Лежит, мечтает и ничего не делает – не учится, не помогает».

Дорогие родители, вы просто забыли, что возвышенные мысли владели и вашими душами, и вы смотрели на небо, мечтали о любви, строили планы, хотели переделать мир. Пришло время, и вы научились соединять высокое с будничным, вы прошли тяжелый путь, и вы его одолели.

Правило 6. Если преждевременно осаждать, можно погасить жар души и превратить ребенка в расчетливого практика, который ни во что не верит и ничего не ценит.

В 10 лет ребенок просто ангел.

В 11 лет он вдруг начинает отдаляться от родителей, его поведение резко меняется, он некрасиво смеется, гримасничает, вытворяет невесть что.

В 12 лет ребенок становится энергичным, активным, веселым, он доставляет море света и радости.

В 13 – опять замыкается, уходит в свою комнату, хлопает дверью, сердито или грубо отвечает взрослым, высказывает презрение.

В 14 лет с ним дружить и общаться – полное наслаждение и удовольствие.

В 15 лет он не уверен в себе, кажется стеснительным, подозрительным и неловким. Он страдает,у него мировая скорбь от сознания того, что он – никчемный человек, хуже всех. От этих страданий он бывает и грубым, и дерзким, и бестактным.

В 16 лет, если у родителей хватило  терпения и они не наделали ошибок, не оттолкнули подростка от себя, сумели принять его таким, какой он есть, показали, что любят его любого, все вынесли, наступает долгожданный мир.

Эти временные рамки приблизительны, они могут сдвигаться, они индивидуальны для каждого ребенка.

Использован источник: детская психология в вопросах и ответах / М.В. Кузин. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 253, (1)с.: ил. — (Психологический практикум).

Долинская А.Н., гимназия

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>